Капитализация компании (Market Cap) — что это значит для инвестора

Одним из основных показателей компании, бумаги которой торгуются на бирже, является её капитализация. Что это такое и как эти данные помогут инвестору — поговорим в этой статье.

Что такое капитализация

Определение

Рыночная капитализация — это текущая стоимость компании на бирже.

Этот показатель рассчитывается путём умножения количества всех акций эмитента на их цену.

Нюансы расчёта капитализации:

  • Если торгуются обычные и привилегированные акции, то капитализация считается сначала по каждому типу бумаг, а потом суммируется.
  • Акции могут торговаться на разных биржах. В этом случае расчёт производится по цене бумаг на основной площадке.

Для примера возьмём «Яндекс» и рассчитаем капитализацию на момент написания статьи.

  • Цена акции на 31.01.22 — 3 655,00 руб.
  • Количество акций в обращении — 358 440 344.

Перемножаем: 3 655,00 x 358 440 344 = 1 310 099 457 320 (1,3T). Собственно, мы получили цифру, которая указана в показателях компании на текущую дату.

Капитализация компании Яндекс

Действительно ли компания столько стоит?

Мы говорим именно о рыночной капитализации, когда оценка основывается только на текущей цене акций. Реальная стоимость бизнеса зависит совокупности всех активов на балансе компании и от ряда других показателей.

Какая бывает капитализация

Выделяют несколько уровней в зависимости от размера акционерного общества:

  1. Micro-Cap. Небольшие компании с капитализацией менее $300 млн. Сюда относят стартапы и молодые бизнесы.
  2. Small-Cap. Капитализация от $300 млн до $1 млрд. Компании покрупнее, но малоизвестны в мировых масштабах: КАМАЗ, Мечел.
  3. Mid-Cap. Диапазон $1-10 млрд. Сюда уже можно отнести лидеров российских отраслей: «Ростелеком», «ФосАгро», ПИК, ММК, МТС, «Детский мир». Из «американцев» здесь на слуху Western Union.
  4. Large-Cap. Это уже не только локальные, но и мировые отраслевые лидеры с капитализацией $10-250 млрд: General Motors, PepsiCo, Intel. Среди российских компаний: «Сбер», «Газпром», «Лукойл», «Яндекс».
  5. Mega-Cap. Гиганты стоимостью более $250 млрд: Bank of America, Walt Disney, MasterCard, Visa, Tesla.
  6. Giga-Cap. Пока немногочисленные компании, чья капитализация превысила $1 трлн. Эту нишу заняли: Alphabet, Amazon, Microsoft и Apple.

Самой дорогой компанией в мире является Apple. Капитализация на момент написания статьи — $2,85 трлн.

Интересно, что акции компаний с малой капитализацией имеют тенденцию быстрее дорожать при растущем рынке. Однако в период кризиса они сильнее падают. Компании подороже растут не так быстро, но и меньше теряют в кризис.

Чем полезна капитализация инвестору

Сам по себе этот показатель позволяет оценить размер компании и сравнить его с другими представителями отрасли. Но более ценны эти данные при расчёте коэффициентов:

  • P/E — капитализация/чистая прибыль. Это самый простой мультипликатор, позволяющий понять, как скоро окупится вложение в акции конкретной компании. Соответственно, чем ниже коэффициент, тем может быть выгоднее инвестиция.
  • P/S — капитализация/выручка. По этому коэффициенту можно понять, какой уровень спроса на товары или услуги компании. Он полезен в случае, когда чистая прибыль не может быть корректно рассчитана.
  • P/BV — капитализация/капитал компании. Под последним понимается стоимость имущества акционерного общества, которое есть на балансе. Сюда относят уставной капитал, собственные акции, нераспределённая прибыль и пр. Если значение коэффициента выше 1, то в случае банкротства компании не все акционеры могут получить полагающиеся выплаты.

Высокая капитализация — не главный показатель

Хорошая рыночная оценка компании может указывать не столько на реальное положение дел в компании, сколько на уверенность инвесторов в дальнейшем росте бизнеса.

То есть создаётся ситуация, когда акции могут дорожать только, например, из-за положительных инфоповодов, но сам бизнес не растёт настолько сильно. Соответственно, на фоне повышения стоимости ценных бумаг подтягивается и капитализация.

Ещё один нюанс — для расчёта капитализации используются только бумаги, которые обращаются на бирже. Но на балансе вне фондового рынка может быть также большое количество акций, которые в расчёт не идут, но фактически участвовали в формировании уставного капитала.

Хороший пример — ВТБ. Привилегированные акции находятся на балансе у Министерства финансов и Агентства страхования вкладов, а более половины обычных акций принадлежат Росимуществу. В итоге показатель капитализации формируется на основе только торгуемых на бирже бумаг, что занижает реальную оценку.

Вывод: по-хорошему, нужно учитывать больше факторов во время принятия решения о приобретении ценных бумаг, а не только хорошую рыночную стоимость.

У кого самая высокая капитализация

ТОП-10 компаний США

КомпанияОтрасль/индустрияКапитализация, $ млрдP/E
1Apple IncТехнологии/электроника2666,1131,14
2Microsoft CorporationТехнологии/программное обеспечение2251,5132,85
3Alphabet IncСвязь/информационные технологии1892,9826,56
4Amazon.com, IncПотребительский сектор/интернет-ритейл1487,3259,13
5Tesla, IncПотребительский сектор/производство автомобилей935,22190,32
6Meta Platforms, IncСвязь/информационные технологии866,5922,80
7NVIDIA CorporationТехнологии/полупроводники591,7976,07
8Adobe IncТехнологии/программное обеспечение240,5753,52
9Broadcom IncТехнологии/полупроводники236,9539,48
10PepsiCo, IncПотребительский сектор/безалкогольные напитки233,7328,73
Данные на февраль 2022

Топ-10 компаний России

КомпанияСекторКапитализация, $ млрдP/E
1ГазпромЭнергетические и минеральные ресурсы101,6574,13
2РоснефтьЭнергетические и минеральные ресурсы79,055,35
3СбербанкФинансы76,5455,13
4НоватэкЭнергетические и минеральные ресурсы64,23215,24
5ЛукойлЭнергетические и минеральные ресурсы59,1338,37
6Норильский никельНесырьевые полезные ископаемые42,2766,22
7Газпром НефтьЭнергетические и минеральные ресурсы31,4625,50
8ПолюсНесырьевые полезные ископаемые21,4178,58
9СургутнефтегазЭнергетические и минеральные ресурсы20,4152,81
10СеверстальНесырьевые полезные ископаемые16,764,98
Данные на февраль 2022

Главное

  1. Капитализация говорит о том, как инвесторы оценивают компанию.
  2. Показатель зависит в большей мере от настроения инвесторов, а не от динамики финансовых показателей. Хотя последнее, конечно, может влиять на первое.
  3. Показатель капитализации полезен для формирования мультипликаторов, что позволяет произвести фундаментальный анализ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *