Капитализация компании (Market Cap) — что это значит для инвестора

Одним из основных показателей компании, бумаги которой торгуются на бирже, является её капитализация. Что это такое и как эти данные помогут инвестору — поговорим в этой статье.

Что такое капитализация

Определение

Рыночная капитализация — это текущая стоимость компании на бирже.

Этот показатель рассчитывается путём умножения количества всех акций эмитента на их цену.

Нюансы расчёта капитализации:

  • Если торгуются обычные и привилегированные акции, то капитализация считается сначала по каждому типу бумаг, а потом суммируется.
  • Акции могут торговаться на разных биржах. В этом случае расчёт производится по цене бумаг на основной площадке.

Для примера возьмём «Яндекс» и рассчитаем капитализацию на момент написания статьи.

  • Цена акции на 31.01.22 — 3 655,00 руб.
  • Количество акций в обращении — 358 440 344.

Перемножаем: 3 655,00 x 358 440 344 = 1 310 099 457 320 (1,3T). Собственно, мы получили цифру, которая указана в показателях компании на текущую дату.

Капитализация компании Яндекс

Действительно ли компания столько стоит?

Мы говорим именно о рыночной капитализации, когда оценка основывается только на текущей цене акций. Реальная стоимость бизнеса зависит совокупности всех активов на балансе компании и от ряда других показателей.

Какая бывает капитализация

Выделяют несколько уровней в зависимости от размера акционерного общества:

  1. Micro-Cap. Небольшие компании с капитализацией менее $300 млн. Сюда относят стартапы и молодые бизнесы.
  2. Small-Cap. Капитализация от $300 млн до $1 млрд. Компании покрупнее, но малоизвестны в мировых масштабах: КАМАЗ, Мечел.
  3. Mid-Cap. Диапазон $1-10 млрд. Сюда уже можно отнести лидеров российских отраслей: «Ростелеком», «ФосАгро», ПИК, ММК, МТС, «Детский мир». Из «американцев» здесь на слуху Western Union.
  4. Large-Cap. Это уже не только локальные, но и мировые отраслевые лидеры с капитализацией $10-250 млрд: General Motors, PepsiCo, Intel. Среди российских компаний: «Сбер», «Газпром», «Лукойл», «Яндекс».
  5. Mega-Cap. Гиганты стоимостью более $250 млрд: Bank of America, Walt Disney, MasterCard, Visa, Tesla.
  6. Giga-Cap. Пока немногочисленные компании, чья капитализация превысила $1 трлн. Эту нишу заняли: Alphabet, Amazon, Microsoft и Apple.

Самой дорогой компанией в мире является Apple. Капитализация на момент написания статьи — $2,85 трлн.

Интересно, что акции компаний с малой капитализацией имеют тенденцию быстрее дорожать при растущем рынке. Однако в период кризиса они сильнее падают. Компании подороже растут не так быстро, но и меньше теряют в кризис.

Чем полезна капитализация инвестору

Сам по себе этот показатель позволяет оценить размер компании и сравнить его с другими представителями отрасли. Но более ценны эти данные при расчёте коэффициентов:

  • P/E — капитализация/чистая прибыль. Это самый простой мультипликатор, позволяющий понять, как скоро окупится вложение в акции конкретной компании. Соответственно, чем ниже коэффициент, тем может быть выгоднее инвестиция.
  • P/S — капитализация/выручка. По этому коэффициенту можно понять, какой уровень спроса на товары или услуги компании. Он полезен в случае, когда чистая прибыль не может быть корректно рассчитана.
  • P/BV — капитализация/капитал компании. Под последним понимается стоимость имущества акционерного общества, которое есть на балансе. Сюда относят уставной капитал, собственные акции, нераспределённая прибыль и пр. Если значение коэффициента выше 1, то в случае банкротства компании не все акционеры могут получить полагающиеся выплаты.

Высокая капитализация — не главный показатель

Хорошая рыночная оценка компании может указывать не столько на реальное положение дел в компании, сколько на уверенность инвесторов в дальнейшем росте бизнеса.

То есть создаётся ситуация, когда акции могут дорожать только, например, из-за положительных инфоповодов, но сам бизнес не растёт настолько сильно. Соответственно, на фоне повышения стоимости ценных бумаг подтягивается и капитализация.

Ещё один нюанс — для расчёта капитализации используются только бумаги, которые обращаются на бирже. Но на балансе вне фондового рынка может быть также большое количество акций, которые в расчёт не идут, но фактически участвовали в формировании уставного капитала.

Хороший пример — ВТБ. Привилегированные акции находятся на балансе у Министерства финансов и Агентства страхования вкладов, а более половины обычных акций принадлежат Росимуществу. В итоге показатель капитализации формируется на основе только торгуемых на бирже бумаг, что занижает реальную оценку.

Вывод: по-хорошему, нужно учитывать больше факторов во время принятия решения о приобретении ценных бумаг, а не только хорошую рыночную стоимость.

У кого самая высокая капитализация

ТОП-10 компаний США

КомпанияОтрасль/индустрияКапитализация, $ млрдP/E
1Apple IncТехнологии/электроника2666,1131,14
2Microsoft CorporationТехнологии/программное обеспечение2251,5132,85
3Alphabet IncСвязь/информационные технологии1892,9826,56
4Amazon.com, IncПотребительский сектор/интернет-ритейл1487,3259,13
5Tesla, IncПотребительский сектор/производство автомобилей935,22190,32
6Meta Platforms, IncСвязь/информационные технологии866,5922,80
7NVIDIA CorporationТехнологии/полупроводники591,7976,07
8Adobe IncТехнологии/программное обеспечение240,5753,52
9Broadcom IncТехнологии/полупроводники236,9539,48
10PepsiCo, IncПотребительский сектор/безалкогольные напитки233,7328,73
Данные на февраль 2022

Топ-10 компаний России

КомпанияСекторКапитализация, $ млрдP/E
1ГазпромЭнергетические и минеральные ресурсы101,6574,13
2РоснефтьЭнергетические и минеральные ресурсы79,055,35
3СбербанкФинансы76,5455,13
4НоватэкЭнергетические и минеральные ресурсы64,23215,24
5ЛукойлЭнергетические и минеральные ресурсы59,1338,37
6Норильский никельНесырьевые полезные ископаемые42,2766,22
7Газпром НефтьЭнергетические и минеральные ресурсы31,4625,50
8ПолюсНесырьевые полезные ископаемые21,4178,58
9СургутнефтегазЭнергетические и минеральные ресурсы20,4152,81
10СеверстальНесырьевые полезные ископаемые16,764,98
Данные на февраль 2022

Главное

  1. Капитализация говорит о том, как инвесторы оценивают компанию.
  2. Показатель зависит в большей мере от настроения инвесторов, а не от динамики финансовых показателей. Хотя последнее, конечно, может влиять на первое.
  3. Показатель капитализации полезен для формирования мультипликаторов, что позволяет произвести фундаментальный анализ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.